
Print the legend – отличный документальный фильм 2014 года о предпринимателях и развитии стартапов в большие компании.
В фильме – команды стартапов MakerBot (основана в 2009) и Formlabs (основана в 2011), корпораций Stratasys и 3D Systems в динамике отношений и борьбе за свои продукты – 3D принтеры, с 2009 по 2014 год. При просмотре иногда складывается ощущение, что все пять лет за этими людьми ходил оператор с камерой и записывал – историю их ошибок, успехов, отношений, жизни.
С возникновения стартапов в подвалах и гаражах в 2009, история развития, своя для каждой из компаний, складывается в видеохронику развития отрасли.
В фильме хорошо показана трансформация стартапов из нескольких человек в крупные и дорогие компании, работа основателей, не всегда любезные отношения в командах.
В фильме прекрасно и полезно многое:
– cвязь между soft skills и результатами компании, важность сильного маркетинга и бизнес-образования (фраза Max Lobovsky в конце фильма “Мне определённо необходимо продолжать учиться. Учиться говорить яснее, живее, эмоциональнее. Нужно записаться на какой-нибудь курс. У меня это плохо получается”) для успешного развития компании. Здесь важно отметить, что в 2018 Formlabs стала единорогом, у компании сегодня всё отлично.

– влияние внешней среды на поведенческие навыки основателей, цитата об изменении основателя MakerBot “Бри прочел биографию Джобса, как и все. Я считаю, что эта книга принесла вред многим людям в технологическом бизнесе. Потому что многие стали вести себя как идиоты (assholes), как вел себя Стив”.
– отношения с инвесторами, приглашение и работа профессиональных менеджеров: “я всегда называла этот этап жизни компании имплантацией хребта в медузу”.
– бизнес-стратегии перехода MakerBot от открытой к закрытой аппаратной и программной архитектуре (реакция сообщества – “нас обманули”) и от открытой организационной культуры к закрытой.
– шикарное определение ключевого фактора успехов и конкурентной силы стартапов – готовности работать сверхинтенсивно – “non-stop, late nights, ramen fueled innovation”. Здесь вспоминается одна из самых говорящих работ фотохудожника долины Doug Menuez “Evidence of an all night programming session” (см. фото)

– поддержка индустрии государством – речь 2013 года Обамы об индустрии аддитивных технологий в когда-то старом ангаре в Янгстауне, штат Огайо, перестроенном в первый институт новых производственных технологий: “В прошлом году мы основали в Янгстауне, штат Огайо, первый институт новых технологий. Старый ангар превратился в современную лабораторию, сотрудники которой работают с аддитивными производственными технологиями, которые обещают совершить переворот в производстве. Мы создадим сеть из 15 таких хабов и гарантируем таким образом, что следующая индустриальная революция произойдет в Америке” “A once-shuttered warehouse is now a state-of-the art lab where new workers are mastering the 3D printing that has the potential to revolutionize the way we make almost everything. (…) We will create a network of 15 of these hubs and guarantee that the next revolution in manufacturing is made in America.”
Приобретение MakerBot в 2014 за $604m в качестве кульминации – конечно большой командный результат, включая роли всех трех основателей компании. Маркетолог Бри Петтис, единственный из основателей компании, оставшийся в управлении MakerBot в 2014, объявляя о поглощении команде, выдавая желаемое за действительное, бурчит себе под нос окончание фразы – “большая победа предпринимателЯ”.

Сильная, исторически важная документальная хроника.
Экосистема долины во второй половине XX века совершила революцию и построила глобальную экономику вокруг битов. Сегодня мы в разгаре развития новым поколением предпринимателей революции вокруг атомов. И эти люди, конечно, – герои нашего времени.

Всё остальное – метко названо в самоиронии CEO 3D Systems, засудившей Formlabs по нарушениям десятков патентов:
– The rest, as they say in Yiddish, is narishkeit. You know what that is?
– No
– The piddly little crap that gets in the way of progress

Смотреть фильм особенно интересно сейчас, спустя четыре года после его релиза.
Makerbot сделал красивый $604m exit ещё в 2014, продавшись гиганту Stratasys. Но в 2018 Formlabs стал единорогом. Согласно фильму, в 2014 году у Formlabs было не всё так хорошо.
Что лучше с точки зрения основателей бизнеса – иметь valuation в $1.065 миллиарда в 2018 или exit в $604m в 2014? Какие качества нужны основателям и командам, чтобы пройти и первый, и второй путь?
Что бы выбрали вы? Сохранить самостоятельность и собственную компанию или продать бизнес на экспоненциально растущем рынке?